Николаева, Шохин и Фомичёв о перспективах развития саморегулирования в России

22 марта


20 марта 2015г. в Москве в рамках Недели Российского Бизнеса – 2015 прошел 5-й Ежегодный Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития», в ходе которого обсуждались вопросы совершенствования института саморегулирования в России.



В пленарном заседании Форума «Задачи совершенствования института саморегулирования в Российской Федерации» приняли участие: Елена Николаева - Президент НАМИКС, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и ЖКХ; Владимир Плигин - Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству; Александр Шохин - Президент РСПП, Член Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации; Юрий Рейльян – Заместитель Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации; Олег Фомичев - Статс-секретарь - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации; Виктор Плескачевский – Вице-президент РСПП; Алексей Кудрин - Глава Комитета гражданских инициатив. Министр финансов с 2000 по 2011 гг.; Николай Кутьин - Президент НОСТРОЙ; Михаил Посохин – Президент НОПРИЗ; Борис Титов - Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей; Гарегин Тосунян – Президент Ассоциации российских банков.



Обращаясь к присутствующим Елена Николаева отметила, что развитие системы саморегулирования в различных областях экономики считается одним из ключевых направлений административной реформы, однако по результатам оценки эффективности ее действия был выявлен ряд серьезных проблем. Докладчик обратила внимание собравшихся, что порой именно саморегулируемые организации становятся более серьезным барьером для бизнеса, чем государственные органы и если не выстраивать систему СРО гармонично, то это может привести к самым негативным последствиям, например, к коммерциализации данной сферы, использованию механизмов СРО для передела рынка, вхождения в бизнес и т.п.



Николаева подчеркнула, что в целях совершенствования института СРО необходима ответственность национальных объединений СРО в том числе за состояние и развитие соответствующих отраслей и предложила проанализировать проект Концепции совершенствования институтов саморегулирования в отраслевом разрезе с целью содействия ее реализации в развитии нормальной конкурентной среды, использованию потенциала саморегулирования для повышения качества продукции и услуг субъектов предпринимательской деятельности.

Также Е. Николаева отметила парадоксальную ситуацию, сложившуюся в самом институте саморегулирования – с одной стороны СРО защищает отраслевые, профессиональные  интересы, с другой – в чем-то выступает их ограничителем.

В этой связи она предложила проработать данный вопрос совместно с профессиональным сообществом с целью повышения эффективности механизмов СРО, создания прозрачных, понятных, справедливых условий для осуществления предпринимательской деятельности.


Говоря о повышении качества возводимого жилья в рамках государственных программ развития жилищного строительства, переселения из аварийного и ветхого жилья Елена Николаева подчеркнула, что в этих целях, а также для эффективного расходования бюджетных средств необходимо усиление ответственности СРО за качество строительства, осуществляемого в рамках госконтрактов компаниями – членами соответствующих СРО. В том числе распространить данное требование и на малоэтажное строительство, ресурс которого последние годы широко используется для реализации соответствующих госпрограмм. Законодательные инициативы, регулирующие этот вопрос уже прорабатываются, - сообщила присутствующим Николаева. Что касается инициативы о выдаче допуска на каждый объект, то спикер выразила опасение в том, что подобная зарегулированность вряд ли сможет повысить эффективность института СРО, а также сможет стать очередным бюрократическим барьером.

Депутат предложила, учитывая масштабные объемы выполняемых строительных работ и большое число компаний на рынке, внедрение дополнительных инструментов отбора наиболее подходящих исполнителей при проведении конкурсов, как в коммерческих структурах, так и в государственных. Одним из таких инструментов может стать внедрение независимых рейтинговых оценок компаний, по уровню их конкурентоспособности, проводимыми национальными рейтинговыми агентствами. Этот вопрос тоже нуждается в обсуждении профессиональным сообществом и детальной проработке, - заключила Елена Николаева.



Александр Шохин: Базовый закон должен четко регламентировать требования к национальным объединениям СРО

Александр Шохин, Президент РСПП, Член Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации назвал одной из приоритетных тем для предпринимательского сообщества тему саморегулирования и подчеркнул, что в настоящее время необходимо законодательное закрепление общегосударственной, базовой модели саморегулирования. Базовый закон должен четко регламентировать требования к национальным объединениям СРО, их права, обязанности, распределение полномочий, прежде всего во взаимодействии с государственными органами. Необходимо наряду с разработкой поправок в базовый закон повести анализ эффективности установленных требований к СРО в разных отраслях и подготовить изменения в отраслевые законы.

Очень важно, чтобы наряду с возложением контрольных функций на саморегулируемые организации и их национальные объединения были уменьшены аналогичные функции государственных органов, в том числе в форме административных разбирательств и урегулирования споров в третейских судах, отметил Шохин.


Олег Фомичев: В ближайшие месяцы будут подготовлены изменения в Закон «О саморегулируемых организациях»

В своем выступлении Статс-секретарь - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев обратил внимание участников, что институт саморегулирования создан в целях повышения эффективности управления, формирования конкурентной среды для предпринимательской деятельности, как механизм снижения административной нагрузки на бизнес.

«Ключевой проблемой содержания института СРО является низкая степень универсальности Закона № 315-ФЗ и возможность наличия неограниченного перечня особенностей регулирования деятельности СРО отраслевыми законами», - констатировал Олег Фомичев. О. Фомичев подчеркнул, что в настоящее время насчитывается 1160 СРО. Из них 736 действует в отраслях, в которых введено обязательное членство участников рынка в СРО, в строительстве - более 500 организаций, но говорить об эффективном контроле деятельности своих членов в большинстве случаев не приходится.

Олег Фомичев отметил, что Минэкономразвития подготовило проект Концепции совершенствования институтов саморегулирования в различных отраслях экономики в целях систематизации и актуализации обязательных требований национальным объединениям СРО. Проект Концепции был рассмотрен и в целом одобрен в конце января 2015г. на заседании Правительства Российской Федерации.



Для реализации данной Концепции Министерством в ближайшие месяцы будут подготовлены изменения в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», а также в ряд отраслевых нормативно-правовых актов. Среди ключевых задач Концепции: формирование правовых основ создания и деятельности национальных объединений СРО; совершенствование механизма ответственности предпринимателей перед потребителями; стандартизация деятельности субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в системе СРО; содействие повышению эффективности контроля СРО за соблюдением членами СРО установленных требований, а также государственного контроля за деятельностью СРО. По результатам подготовки законопроекта состоится общественное обсуждение, -заключил Статс-секретарь-Заместитель Министра.


Пресс-служба НП НАМИКС

Фото предоставлены Пресс-службой НОСТРОЙ