Елена Николаева: Мне непонятно, почему передовая отрасль – жилищное строительство, исключена из области ГЧП

08 апреля



В рамках второго инфраструктурного конгресса «Российская неделя государственно-частного партнерства» состоялись юридические дебаты «Законодательное регулирование ГЧП: тенденции и тренды».



В центре обсуждения экспертов стал закон о концессионных соглашениях, который в мае 2013 года и июне 2014 был подвергнут существенным изменениям, а также законопроект № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в РФ и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».



О недостатках концессионного законодательства высказалась Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева.  В первую очередь, это чрезмерная сложность и непрозрачность используемого подхода к определению тарифов, которая влечет, с одной стороны, высокие квалификационные требования к организаторам конкурса, с другой, - оставляет высокую степень неопределенности в тарифных решениях будущих периодов. А значит, остаются высокие инвестиционные риски для концессионера.



Также спорным представляется использование для определения победителя конкурса на заключение концессионного соглашения минимальной валовой выручки.

Кроме того, действующее концессионное законодательство практически использует в качестве критерия принятия решений только финансовый показатель – дисконтированную валовую выручку, в то время как технические показатели принимаются во внимание только в случае, если минимальный показатель приведенной необходимой валовой выручки будет отличаться от второго значения этого показателя меньше, чем на два процента.



«В целом, можно констатировать, что установленный законодательством  порядок проведения конкурса на заключение концессионного соглашения позволяет концеденту определять цели деятельности концессионера по достижению плановых показателей деятельности, строительству, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры», - заключила Елена Николаева.

По мнению управляющего партнера адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Дениса Качкина, закон о концессионных соглашениях является самым изменяемым, но, как известно, совершенству нет предела. Как выразился адвокат, «чувствуется, что закон написан экономистами, в то время как юридическая техника требует дополнительной проработки».

Глава практики ГЧП в России международной юридической фирмы Freshfields Bruckhaus Deringer Федор Теселкин в качестве недостатков действующего концессионного законодательства отметил отсутствие нормативной «прослойки» между законом и конкретным проектом. А именно,  в развитых странах существуют рекомендательные документы, цель которых разъяснение законодательных конструкций с точки зрения практики применения  участникам концессионных соглашений.



Заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития ЧГП Минэкономразвития Мария Ярмальчук особое внимание уделила обсуждению института частной инициативы в концессии. По ее словам, инициатива должна идти, в первую очередь, от концессионера.

Соглашаясь с вышеназванным тезисом, Директор управления ГЧП ГК «КОРТРОС» Довран Гарагозов все же отметил, что «надо научиться слушать бизнес, для которого, собственно, и создается концессия. Принудительные концессионные соглашения в ЖКХ – это все-таки не то, ради чего создавался механизм».



В то же время опрос зала показал, что большинство участников расценивают частную инициативу как возможность формировать проекты под «ключевого» инвестора. Обсуждая  законопроект об основах государственно-частного партнерства, эксперты сошлись на мнении, что отсутствие данного института в сложившихся экономических реалиях является критическим. При этом Елена Николаева особо подчеркнула, что и принятие данного законопроекта не даст должного результата, поскольку жилищное строительство при комплексном освоении территории по-прежнему остается за рамками частной инициативы. «Мне до сих пор непонятно, почему передовая отрасль – жилищное строительство, развитие которой находится в приоритете, исключена из области государственно-частного партнерства», - добавила она.

На вопрос о том, когда же все-таки будет принят закон об основах государственно-частного партнерства, Мария Ярмальчук заявила, что в весеннюю сессию законопроект будет принят во втором чтении.



Однако голосование по указанному вопросу показало, что большинство участников дискуссии не разделяют столь оптимистичного подхода, а потому считают, что принятие законопроекта об основах государственно-частного партнерства  затянется на неопределенный срок.

Пресс-служба депутата ГД РФ Е.Л.Николаевой