Елена Николаева: Методика определения тарифов должна стать более прозрачной для граждан

26 марта

Сегодня, 25 марта, в Государственной Думе состоялся «правительственный час» с участием руководителя Федеральной службы по тарифам Сергея Новикова. Выступая от имени фракции, первый заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева отметила: 
  
- Я хочу, в первую очередь, поблагодарить Сергея Геннадьевича за содержательный доклад и ответы на наши вопросы. Хочется немножко изумиться: какая короткая у нас с вами память - недавно еще тарифы росли на 25 и более процентов в год. Мы, конечно, возмущались, но были к этому приучены, а сейчас мы видим результаты деятельности и нашей, мы приняли закон 417-ФЗ от 28 декабря 2013 года, и наших коллег из ФСТ - они были союзниками в продвижении этого закона. Я хочу поблагодарить Сергея Геннадьевича, он лично очень многое сделал для того, чтобы этот закон был доведен и Правительство поддержало нас в этом, а поверьте, проходил он очень непросто, в результате чего нам удалось ввести предельные индексы на изменение совокупного платежа гражданина за коммунальные услуги. 
  
Давайте посмотрим, что получилось в результате. В результате граждане за очень долгое время впервые увидели действительно сдерживание тарифа и рост, например, за 2014 год, тарифов за коммунальные услуги не превысил 4,5%. Да, в этом году, как сказал Сергей Геннадьевич, рост будет в пределах 7-8,3%. Давайте сравним с тем, что было еще несколько лет назад, - об этом нужно говорить и нужно говорить о том, что большая роль в этом - и органов исполнительной власти для того, чтобы в дальнейшем реализовывать этот закон в полной мере. 
  
Наша задача промониторить эту ситуацию. Мы провели мониторинг, и наши данные совпали, действительно по 969 муниципальным образованиям, по 23 субъектам РФ сумели превысить соответствующие индексы - с 1 июля 2015 установлены выше, чем средний индекс по субъекту. 
  
Насколько эта норма объективна. Действительно, в том или ином субъекте проходят модернизационные процедуры, вкладываются существенные инвестиции для того, чтобы привести то или иное оборудование в нормативное состояние. И это является основанием для того, чтобы выйти на местное законодательное собрание и обосновать превышение этого индекса. То есть мы заставляем инвесторов обосновывать эти превышения. Я считаю, что это очень серьезный соревновательный компонент, который, с одной стороны, ограничивает аппетиты, а с другой стороны, не останавливает инвестиции, которые жизненно необходимы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 
  
Вместе с тем особую озабоченность вызывают иные очень настораживающие факторы. Мы, например, отметили, в частности, драматическое повышение платежей граждан, причем, к сожалению, стоит отметить, эти возможности заложены в легальном поле, в частности, хочу обратить внимание коллег на то, что вместе с законом о предельных индексах платежей граждан сохраняет действие Постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которое позволяет генерирующим компаниям переходить на физический метод расчетов нормативов удельного расхода топлива, что как, показала практика, может приводить к росту тарифов на тепловую энергию на 100,6% в год, что в свою очередь, приводит к росту платы граждан за коммунальные услуги на 55% в отопительный сезон, что значительно превышает предельный индекс уровня платежа граждан за коммунальные услуги. Причем, обратите внимание, региональные энергетические комиссии в данном случае только уведомляются о том, что происходит, также как и руководство субъектов. Подобный прецедент был создан в Челябинске, что послужило основанием для губернатора обратиться в Правительство РФ для получения разъяснений. 
  
Нам представляется очевидным, что подобные коллизии недопустимы. Мы понимаем, что в этом нет прямой ответственности ФСТ, поскольку такая, на мой взгляд, ошибка допущена Правительством РФ, я напомню, там есть возможность к пику генерации относить расходы с одного ресурса на другой. Вот они взяли электричество, свои расходы перенесли на тепловую энергию, получили, на мой взгляд, такой вопиющий рост, и предъявили эти расходы гражданам. Мне кажется, что здесь нужно очень внимательно поработать над нормативными актами и упразднить такого рода недорегулированность. 
  
Возвращаясь к концептуальным вопросам, необходимо отметить, что при наличии четырех способов формирования тарифов на коммунальные услуги в ЖКХ никто так до конца не определили, что же такое «экономически обоснованный тариф» и как он соотносится с тарифами, которые сформировались четырьмя легальными способами. Напомню, это «затраты плюс», «индексация», «метод аналога», инвестиции на вложенный капитал. У нас тариф экономически обоснованным иногда считается в результате пожеланий или все тех же последствий регулирований составляющих его компонентов. Этот вопрос беспокоит граждан - поскольку мы до конца не очень понимаем, насколько прозрачно образование экономической обоснованности, и в этой части, на наш взгляд, необходимо провести серьезную работу для того, чтобы методика, принятую для определения тарифов, была более прозрачной и понятной для граждан. 
  
Сейчас также осуществляется переход к долгосрочному тарифообразованию - это 291-ФЗ. Считаю его тоже крайне положительным для привлечения инвестиций и надеемся, что в ближайшее время мы сумеем использовать не только этот закон, но и планы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, который позволит снизить в том числе тарифы при подключении объектов коммунальной инфраструктуры и объектов жилищного строительства, что является также принципиально важным.

ER.ru