Елена Николаева: "Будем работать!"

20 января



Первый заместитель председателья Комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ Елена Леонидовна Николаева рассказала о планах на весеннюю сессию:

Первый пленарный день новой сессии диктует свои законы. Помимо программных заявлений руководителей фракций и рассмотрения важнейших плановых вопросов, необходимо сконцентрироваться и на своих ближайших планах.

Есть ряд не доведенных до конца законодательных инициатив, есть новые идеи. Приоритетные направления, как всегда, связаны с защитой прав граждан в части оплаты услуг ЖКХ и комплексными мерами по поддержке строительной отрасли.

Законопроект о переносе сроков вступления в силу положения о включении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме означают для жильцов исключение возможности оплаты за непоставленные услуги и сохранение контроля за расходованием средств. Тем более, что в сами субъекты не скорректировали региональные нормативы потребления коммунальных услуг, предоставляемые на общедомовые нужды.

Законопроект, обязующий субъекты Российской Федерации устанавливать дифференцированный размер взноса на капремонт. Принятие этой поправки поможет защитить права собственников помещений в многоквартирном доме в части несения обоснованных расходов на капремонт общего имущества в многоквартирном доме. Например, жители малоэтажных домов больше не будут платить за лифтовое оборудование, установленное в других домах своего региона. Таким образом, будут устранены несправедливости, до сих пор встречающиеся сегодня и вызывающие недовольство собственников многоквартирных домов. До этого у субъектов РФ было такое право, но воспользовались им всего лишь 29 субъектов.

Законопроект о хостелах, который очень ждут граждане, особенно в крупных городах и запрещающий использование жилых помещений в качестве гостиницы или иного средства временного размещения, а также предоставления в них гостиничных услуг.

Кроме того, в моей сессионной повестке - продолжение работы по информационному, платежному и техническому учету жилого фонда. Это создание правовых основ деятельности информационно-расчетных Центров (ИРЦ) и введение обязательного расщепления платежей за жилищно-коммунальные услуги. 

Есть и ряд поправок по ведению системы технического учета жилищного фонда., что совершенно необходимо для обследования МКД на предмет проведения капремонта.

В сфере строительства и защиты застройщиков особенно много работы, что связано еще и с моими обязанностями общественного омбудсмена по строительству и ЖКХ. Здесь будут поданы поправки в 214-ФЗ, касающиеся создания механизмов, направленных на борьбу с так называемым «потребительским» рейдерством, когда граждане-приобретатели недвижимости намеренно ищут недочеты в сданном жилье, чтобы взыскать неустойку и штраф с застройщика. Такие действия наносят вред строительной отрасли и ведут к банкротству застройщиков, поскольку размеры штрафа и неустойки согласно Закону о защите прав потребителей очень значительные. Необходимы и меры по разрешению сложной ситуации в сфере страхования застройщиков.

Что касается поддержки строительной отрасли в целом, то, на мой взгляд, необходимо добиться снижения ставки по ипотечным жилищным кредитам до 7 % в год сроком на первые 3 кредитных года. Для этого понадобится от 10 до 15 млрд рублей в год. Учитывая мультипликационный эффект строительной отрасли, данные затраты быстро окупятся. Понимаю, что необходимо ввести и субсидирование процентной ставки при строительстве объектов при комплексном освоении территорий.

Чтобы помочь добросовестным застройщикам, решающимся на комплексное освоение территорий, то буду отстаивать закрепление на законодательном уровне возможности учета при налогообложении прибыли стоимости безвозмездно переданных органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Уже целый год говорю о введении в действие программы АИЖК «Стимул» для объектов жилищного строительства высокой степени готовности (70-80%) сроком на 1 год. Надо, наконец, добиться поддержки парламента в этом вопросе. 

Также следует предусмотреть включение в программу ЖРС объектов высокой степени готовности (70-80 %) с целью привлечения дополнительного спроса на такие объекты.

Что касается объектов низкой степени готовности, необходимо провести мониторинг, поскольку легче предупредить банкротство застройщика, остановив строительство проекта и выплатив средства дольщикам, нежели ждать появления обманутых дольщиков. Поддержать ипотечное субсидирование кредитование можно еще и отнесением жилья моложе одного года к категории «первичное жилье».



Считая себя одной из "крестных мам" закона о ГЧП, чувствую свою ответственность за его развитие и дополнение теми поправками, которые не удалось отстоять при его принятии. Буду предлагать включение в перечень объектов ГЧП таких сфер, как строительство при комплексном освоении территорий и интеллектуальная собственность.

Разумеется, предстоит отработать и массу обращений граждан (за год их было порядка тысячи, большинство проблем удалось решить), в ближайших планах - поездки в Оренбург, встречи с избирателями, исполнение их наказов.

Вот как-то так мне видится мой личный вклад в новую сессию Госдумы. Будем работать!